Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории.
Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались письменность и книгопечатание. Большой вклад в развитие связей Бурятии с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.
Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Самобытностью отличается искусство Забайкальских казаков.
Современный пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии институтов, деятельность которых была направлена на приобщение народа к европейской культуре, представлен видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор.
Национальное искусство других народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.
Наиболее интересные образцы материальной культуры хранятся в фондах и выставочных залах музеев, образцы классического и современного искусства представлены в деятельности театров, дворцов и клубов, в деятельности Бурятской государственной филармонии.
Культура Бурятии находится в непрерывном развитии, она обогащается новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох. Мифы и легенды Бурятии.
ГЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Сурхарбан – праздник-обряд почитания Земли – проходил летом и считался вторым по значению праздником года у бурят. Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам, – духам местности возле обо. После молебна в степи наступал черед игрищам и состязаниям. Они включали в себя стрельбу из лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно народный праздник, собиравший толпы людей со всей округи.
В давние времена мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня – «сур», а соревнование по стрельбе «сурхарбан» стало названием всего праздника. И не случайно. Лук и стрелы исстари висели в юрте на почетном месте, никому нельзя было переступать через них. Стрела играла важную роль в обрядах призывания плодородия, счастья, была талисманом- оберегом.
Участники скачек соревновались на дистанции три-четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал ее за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым.
Главным же торжеством в году считается, как и встарь, Сагаалган – приход Белого Месяца. Он проводится по лунному календарю первого числа первого весеннего месяца, чаще в феврале, с 1990 г. стал официальным праздничным днем в Бурятии. Культовая сторона праздника происходит в дацанах. 30 числа последнего зимнего месяца совершается обряд «Дугжуба» со сжиганием «Сора», что символизирует уничтожение всего негативного с уходящим годом и приход благополучия в наступающем году. В течение ночи и вплоть до рассвета первого дня нового года в дацанах читаются магтаалы (хвалебны) защитнице Учения – богине Балдан Лхамо. Затем, когда Новый год вступает в права, в течение 15 дней читаются молитвы, посвященные чудесам Будды.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового начинается задолго до его наступления – с приготовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и многочисленных подарков для всех родственников и друзей. В первый день нового года дети, если живут отдельно, обязательно приходят с поздравлениями и подарками к родителям или старшим рода. Проявление уважения к старшим является одним из главных значений праздника Сагаалган.
Конечно же, он начинается с подношения белого хадака и белой пищи – молока, творога, засушенных пенок, рисовой каши. «Еще за месяц до праздника, даже раньше, начинаются приготовления к нему: толкуют о веселии, ожидающем всех, шьют обновы, запасаются винами, приготовляют подарки и прочее; но особенно замечательно употребление хадаков», – писал Доржи Банзаров в 1846 году.
Хадак подносится так: младший подходит с ним к старшему, держа на ладонях вытянутых рук, и кладет на кисть руки, старший перекладывает хадак на правую руку младшего и соединяет с ним руки от локтей до кистей.
МУЗЫКА БУРЯТИИ
Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.
Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.
Народная традиция пения восточных бурят почти не знает динамических оттенков. Обычно поют песни «во весь голос», на широком дыхании, сильным открытым звуком. Эта особенность, по-видимому, объясняется тем, что испокон веков бурятское вокальное музицирование происходило на открытом воздухе в степи.
Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — пастухи, пасущие стада в степи.
Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым(1909 год).
Среди народных инструментов можно отметить такие инструменты как: духовые — лимбэ (тип флейты),бэшхүүр (бишхур) (язычковый), аман хуур (варган), струнные —морин-хуур и хучир (смычковый), чанза (шанза) и ятага (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.
В шаманском и буддийском культах применялись хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик (ударные), үхэр-бүрээ, ганлин, бэшхүүр (духовые) и другие инструменты.
Лупсунцырен и Ацержаб Жамбаловы — известные мастера изготовители музыкальных инструментов.
ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ
Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты — единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.
Традиционная литература бурят включала ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.
Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур — энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.
Первой театральной пьесой на бурятском языке считается пьеса «Ухыл» (Смерть), написанная в 1908 году в Иркутске семинаристом Д. А. Абашеевым. До революции 1917 года появляются пьесы авторов: И. В. Барлукова, Г. В. Базарона, С. П. Балдаева. Всего до октябрьской революции 1917 года буряты имели 5 или 6 рукописных пьес. Некоторые из них ставились нелегально. Основные темы ранних пьес: ноёнат, шаманизм, ламаизм.
После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках.
В 1922 году был издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинова) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год).
Первый литературный альманах на бурятском языке Уран-Угун-Чимек вышел в феврале 1927 года.
В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей и литературно обрабатывать народные сказки. Это в первую очередь литературные сказки Б. Д. Абидуева: «Сказка о козленке Бабане», «Оседлавший тигра», «Шалай и Шанай», «Котий Батор», «Летучая мышь», «Храбрый козленок Бабана». Вслед за ним начинают выходить сказки А. И. Шадаева и др.
В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова. За ним последовали романы X.Намсараева «На утренней заре» (1950 год),Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952 год), «Вдали от родных степей» (1956 год). Ж. Т. Тумунов в 1954 году написал свой второй роман «Золотой дождь».
МУЗЕИ БУРЯТИИ
В Бурятии действуют: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев.
Музей истории города Улан- Удэ был создан в 1990 году, а в 2001-м музей обосновался в памятнике архитектуры и градостроительства, доме купца, потомственного почетного гражданина И.Ф.Голдобина в исторической части города по адресу ул. Ленина, 26. Семья Голдобиных попечительствовала учебным заведениям и приходским школам, вкладывала немало средств на содержание приюта для арестантских детей. В 1891 году дом был определен для приема цесаревича Николая, когда он присутствовал на праздновании 40-летия Забайкальского казачьего войска.
В музее демонстрируются экспозиции, связанные с историей Улан-Удэ: «Верхнеудинская ярмарка», «Семейный быт и архитектура Верхнеудинска», «Ностальгия», где представлены предметы старины XX столетия; экспозиция, посвященная выдающейся личности XII Пандито Хамбо Ламе Даша Доржи Итигэлову. Есть и творческая мастерская для взрослых и детей. А помогает представить город и горожан XVII–XX веков выставка «Городские были» в вольном изложении художника С.С.Емельянова.
Национальный музей Республики Бурятия – хранилище культурных, исторических сокровищ народов Бурятии. Музей состоит из двух крупнейших музеев Бурятии: музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова и Республиканского художественного музея им. Ц.С.Сампилова.
Музей истории – один из крупнейших музеев Сибири (основан в 1923 г.). Предки народов Бурятии оставили бесценную память материальной культуры региона, древних цивилизаций гуннов, тюркоязычных и монголоязычных степных кочевников – свидетельства далекого и недавнего прошлого, неразрывной связи времен и народов.
В коллекциях музея уникальные сосуды из Иволгинского гуннского городища, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, прекрасные изделия мастеров древнего края, множество археологических находок. Музей располагает предметами облачения и атрибутики шаманского культа. Здесь хранятся раритеты культуры Центральной Азии – «Атлас тибетской медицины», буддийские канонические трактаты, коллекция буддийской литературы с философскими и ритуальными сочинениями по этике и морали, медицине, поэтическими сочинениями индийских, тибетских, монгольских и бурятских авторов. Уникальный экспонат, гордость музея – «Острожная Библия» (1580 г.), изданная первопечатником Иваном Федоровым. В этнографической коллекции музея коралловые, бирюзовые, нефритовые женские украшения, серебряные мужские украшения.
Коллекционная выставка «Буддийское искусство» – «золотой фонд» музея, здесь представлены скульптура и живопись мастеров Бурятии, Китая, Индии, Тибета, Японии; коллекция буддистской деревянной скульптуры художника и монаха Санжи-Цыбик Цыбикова.
Коллекции Художественного музея – это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и ювелирное искусство. Постоянные экспозиции: «Русское искусство XVIII–XX вв.», «Бурятское изобразительное искусство 20–50-х гг.», «Декоративно-прикладное искусство Бурятии» (резьба из дерева, кости, тары и гобелены), «Душа народа в ликующей песне серебра» (уникальные серебряные изделия бурятских мастеров прошлого XX века), «Лики Гэсэриады» (работы художников Бурятии, посвященные бурятскому эпосу «Гэсэр»). Бесспорно, яркое впечатление производит изобразительное искусство Бурятии. Это работы Даши Намдакова, Жамсо Раднаева, Аллы Цыбиковой, Зорикто Доржиева.
Художники не столько реконструируют картину кочевого мира, сколько, реально переживая ее, воплощают на холстах мироздание кочевой цивилизации. Современная экспозиция музея открывается декоративно-прикладным искусством Бурятии. Многие их виды давно уже стали национальным брендом.
Музей природы Бурятии – не только хранилище культурных ценностей, естественнонаучных коллекций, но и центр экологического воспитания.
Экспозиция размещена в пяти залах: выставочном, естественной истории, геологии и полезных ископаемых, ландшафтов Бурятии.
В экспозициях представлены останки шерстистого носорога, бизона, мамонта, подтверждающие теорию эволюции жизни на Земле; показаны самые интересные из полезных ископаемых республики, которую геологи называют «Древнее темя Азии» (особо выделены поделочные камни-самоцветы, нефрит разных оттенков); показана Красная книга Бурятии (среди краснокнижных видов дрофа – самая крупная птица России); показаны ландшафты высотной поясности, природные охраняемые территории.
Особое место в экспозиции отведено озеру Байкал. Форма котловины, рельеф дна хорошо видны на макете озера; показаны и байкальские эндемики: нерпа – единственное млекопитающее озера, голомянка – глубоководная, живородящая и самая многочисленная рыбка Байкала.
На древней земле Бурятии веками и тысячелетиями сменяли друг друга племена и народы, и все они оставили после себя множество памятников – жилища и захоронения, городища и крепости, оборонительные валы и культовые сооружения, предметы быта, ремесел, боевого и охотничье- промыслового снаряжения. Наиболее выразительная часть этих памятников собрана в уникальном музее под открытым небом – Этнографическим музее народов Забайкалья. Расположен он на природе, в живописной пади Верхняя Березовка, и состоит из нескольких зон-комплексов, хронологически и этнографически сменяющих друг друга. Это археологический комплекс (древние племена), комплекс эвенкийский, бурятский забайкальский и бурятский предбайкальский (тут есть и бытовые, и хозяйственные, и религиозные различия), русский старожильческий и старообрядческий (по- местному – «семейский», тут тоже различия и бытовые, и хозяйственные, и религиозные), промыслово- ремесленный, городской (Верхнеудинск), зона живой природы.ТЕАТРЫ БУРЯТИИ
Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. Г.Цыдынжапова (архитектор А.Н.Федоров) проектировался в 30-е годы как Дворец социалистической культуры; построен он в 1952 году. Здание признано памятником архитектуры. Стиль – сталинский ампир с национальными декоративными элементами. В оформлении использовались отдельные элементы архитектуры дацанов: люстры, бра, цветные витражи, плафон, горельеф внутри и снаружи, национальный орнамент, башенки. Над центральным порталом театра устанвлена художественая композиция: всадники со знаменем на вздыбленных конях. Эта работа А.И.Тимина, автора многих скульптурных композиций на улицах города.
Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева – первый профессиональный театр в Бурятии. Театр неоднократно менял свой адрес, но, наконец, обрел постоянное место жительства. В 2007 году началось строительство нового здания театра, а в 2009 он уже принимал первых зрителей. Театр ставит пьесы советской, русской классической драматургии, мировой классики.
Республиканский театр кукол «Ульгэр» был основан в 1967 г. Театр ставит спектакли на русском и бурятском языках, приобщая юных зрителей к своим корням и прививая любовь к родному бурятскому языку. Его спектакли уже четырежды становились лауреатами Международного фестиваля «Золотая маска»
Бурятский государственный академический театр драмы им. Х.Н. Намсараева – старейший театр Бурятии. В1959 г. театру было присвоено имя писателя Хоца Намсараева. В 2012 г. театру исполняется 80 лет. Театр ставит свои спектакли на бурятском и русском языках.
Государственный театр песни и танца «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и в то же время создавая новые формы и средства художественного выражения. Демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного эстрадного искусства.